суббота, 22 января 2011 г.

Каирские тайны

История великих цивилизаций, шесть тысяч лет сменявших друг друга на Каирской земле, — словно старинный манускрипт, написанный на разных языках. За эпохой фараонов следуют не менее важные главы, повествующие об античном периоде, культуре первых христиан и многочисленных арабских династиях. В награду тому, кто сумеет их прочитать, Каир приоткроет свои тайны.
 

Ка­ир­ское вре­мя

Ран­ним ут­ром сон­ные ла­воч­ни­ки за­кры­ва­ют ма­га­зи­ны — тор­го­в­ля за­ми­ра­ет с рас­све­том и ожи­ва­ет бли­же к ве­че­ру. Го­ро­ду, к ко­то­ро­му вплот­ную по­до­б­ра­лась пу­с­ты­ня, при­хо­дит­ся ус­та­на­в­ли­вать соб­ст­вен­ные пра­ви­ла жиз­ни. Жи­те­ли Ка­и­ра не ви­дят ни­че­го пре­до­су­ди­тель­но­го в том, что­бы в три ча­са но­чи схо­дить в па­рик­махер­скую, на­ве­дать­ся к дан­ти­сту или на­гря­нуть в гос­ти. Вре­мя для егип­тян не зна­чит ни­че­го, по­э­то­му они не лю­бят но­сить ча­сы. Вре­мя здесь тя­нет­ся мед­лен­но, как слад­кая па­то­ка. Зав­тра — по­ня­тие от­но­си­тель­ное, оно мо­жет оз­на­чать и “че­рез день”, и “че­рез не­де­лю”, име­ет зна­че­ние толь­ко се­го­д­ня и сей­час.
Ка­ра­ван ту­ри­сти­че­ских ав­то­бу­сов дви­жет­ся под рез­кие зву­ки по­ли­цей­ских си­рен — без та­ко­го эс­кор­та из­бе­жать ав­то­мо­биль­ных за­то­ров бы­ло бы не­ре­аль­но. Бро­унов­ское дви­же­ние на до­ро­гах не ути­ха­ет ни на час: как-ни­как мы в круп­ней­шем аф­ри­кан­ском ме­га­по­ли­се, где про­жи­ва­ют более 16 мил­ли­о­нов че­ло­век. “Слу­чись что, мы не бу­дем объ­я­в­лять все­об­щую мо­би­ли­за­цию. Впол­не до­с­та­точ­но при­звать толь­ко жи­те­лей Шу­б­ры”. Лю­би­мая шут­ка еги­пет­ско­го пре­зи­ден­та — на­мек­нуть о ко­ли­че­ст­ве лю­дей толь­ко в од­ном из ка­ир­ских рай­онов. Ме­ж­ду про­чим, со­г­лас­но пе­ре­пи­си, их там семь мил­ли­о­нов...
Тес­ня­щи­е­ся друг к дру­гу бе­тон­ные вы­со­тки раз­ба­в­ле­ны зе­ле­ны­ми точ­ка­ми пальм и копь­я­ми ми­на­ре­тов. В рас­ка­лен­ном бе­лом оре­о­ле солн­ца уже уга­ды­ва­ет­ся ды­ха­ние при­бли­жа­ю­щей­ся жа­ры. Не­о­жи­дан­но вда­ли по­я­в­ля­ет­ся не­что фан­та­сти­че­ское: над без­бреж­ным че­ло­ве­че­ским му­ра­вей­ни­ком ди­ко­вин­ны­ми го­ра­ми воз­ни­ка­ют уку­тан­ные бе­ле­сой дым­кой древ­ние пи­ра­ми­ды. На­ло­жен­ные друг на дру­га ре­аль­но­сти: про­шлое, на­сто­я­щее и бу­ду­щее. Са­мый по­тря­са­ю­щий спе­цэф­фект, ко­то­рый ко­гда-ли­бо до­во­ди­лось ви­деть!

Нас­ле­дие Во­с­то­ка

Мог ли ве­ли­кий фа­ра­он Джо­сер (тот са­мый ле­ген­дар­ный пер­со­наж, ко­то­рый воз­двиг по со­ве­ту не ме­нее ле­ген­дар­но­го зод­че­го Им­хо­те­па зна­ме­ни­тую сту­пен­ча­тую пи­ра­ми­ду) во­об­ра­зить, что его гор­дость, его лю­би­мая сто­ли­ца Мем­фис бу­дет пре­да­на заб­ве­нию. Пре­крас­ные двор­цы, ста­туи и хра­мы раз­ру­ше­ны и по­гре­бе­ны под сло­ем ниль­ской гря­зи, а к то­му ме­с­ту, где не­ко­гда сто­ял ве­ли­кий град, под­бе­рет­ся не­ви­дан­ный по сво­им мас­шта­бам ме­га­по­лис, по­гло­щая все на сво­ем пу­ти. Как уже став­ших его ча­стью древ­ние Ге­ли­о­по­ль, Ва­ви­лон Еги­пет­ский и Ги­зу. Сам он бу­дет на­зы­вать­ся Ка­и­ром.
Во­об­ще-то, по­ко­рив­шие Еги­пет в X ве­ке за­во­е­ва­те­ли из Ту­ни­са да­ли ему дру­гое имя — Эль-Ка­хи­ра, то есть По­бе­ди­тель­ный. Они воз­ве­ли пре­крас­ные ме­че­ти, ос­ле­пи­тель­ные двор­цы и ок­ру­жи­ли их мощ­ной ка­мен­ной сте­ной. Увы, она не смог­ла ук­рыть го­род от алч­ных ос­ма­нов, ма­м­лю­ков и про­чих во­ин­ст­вен­ных на­ро­дов. Те­перь тер­ри­то­рия ста­ринной Эль-Ка­хи­ры — все­го лишь жи­во­пис­ный ис­лам­ский рай­он в ги­гант­ском го­ро­де.

чтобы рассмотреть все экспонаты музея, понадобится не менее недели

Сред­не­ве­ко­вые до­ма за­жа­ты пом­пез­ны­ми ме­че­тя­ми и мав­зо­лея­ми. Их вид по­рой об­ман­чив: про­стень­кое, на первый взгляд, со­ору­же­ние мо­жет ока­зать­ся двор­цом. Каср Беш­так с ви­ду ни­чем не при­ме­ча­те­лен, но зай­ди­те во вну­т­рен­ний дво­рик, под­ни­ми­тесь по сту­пе­ням... Изу­м­лен­но­му взору пред­ста­нет ро­с­кош­ный зал с про­хлад­ным мра­мор­ным по­лом и ис­кус­ны­ми мо­за­и­ка­ми, где в сред­ние ве­ка гре­ме­ли ро­с­кош­ные ба­лы и при­е­мы. За­то от­ли­ва­ю­щие се­ре­б­ром ку­по­ла ме­че­ти Му­хам­ме­да Али не за­ме­тить не­воз­мож­но — еги­пет­ский пра­ви­тель-ре­фор­ма­тор хо­тел, что­бы она за­тми­ла все по­строй­ки на тер­ри­то­рии ци­та­де­ли XII ве­ка. По ча­с­ти бле­ска и мо­ну­мен­таль­но­сти это уда­лось спол­на. Му­хам­ме­да Али спра­вед­ли­во на­зыва­ют еги­пет­ским Пе­т­ром I: он по­стро­ил фа­б­ри­ки, ре­ор­га­ни­зо­вал по за­пад­но­му об­раз­цу ар­мию и все­го за три­д­цать лет по­ста­вил на но­ги от­ста­лую про­вин­ци­аль­ную стра­ну, где во­всю про­цве­тал культ смер­ти.
Пыш­ность уб­ран­ст­ва, вы­чур­ность и мо­ну­мен­таль­ность усы­паль­ниц ни­чуть не ус­ту­па­ют двор­цам и ме­че­тям. Смерть бы­ла для егип­тян ед­ва ли не зна­чи­мее жиз­ни: в се­мей­ных скле­пах имелась спе­ци­аль­ная ком­нат­ка для гос­тя, не столь изы­скан­ная, как па­ла­ты по­кой­но­го, но все же при­год­ная для от­ды­ха и ноч­ле­га. Со вре­ме­нем веч­ное при­ста­ни­ще мер­т­вых арен­до­ва­ли жи­вые.
Се­вер­ное клад­би­ще — од­но из са­мых фан­тас­ма­го­ри­че­ских до­с­то­при­ме­ча­тель­но­стей сре­д­не­ве­ко­во­го Ка­и­ра, на­се­лен­ное не толь­ко те­ня­ми за­бы­тых пред­ков. Не­к­ро­поль мож­но рас­смо­т­реть поч­ти в де­та­лях из окон ав­то­бу­са, не­су­ще­го­ся по ше­с­ти­по­лос­ной эс­та­ка­де Са­лах Са­лем. Тут есть ве­ли­че­ст­вен­ные по­гре­баль­ные ком­п­ле­к­сы вро­де мав­зо­лея Ибн Бар­ку­ка, ко­то­рый об­лю­бо­ва­ли ми­с­ти­ки-су­фии. В бо­лее скром­ных усы­паль­ни­цах обу­стро­е­ны жи­ли­ща, лав­ки, ци­рюль­ни, да­же про­ве­ден во­до­провод. Сре­ди мо­гиль­ных плит мальчиш­ки го­ня­ют мяч. Жизнь и смерть — ру­ка об ру­ку.

Ок­но в Ев­ро­пу

Ока­зав­шись в Цен­т­раль­ном Ка­и­ре, по­на­ча­лу те­ря­ешь­ся: в Аф­ри­ке ты или в ка­кой-то ев­ро­пей­ской стра­не? И толь­ко пре­да­тель­ская жа­ра под­сказы­ва­ет пра­виль­ный от­вет. При­шед­ший в се­ре­ди­не XIX ве­ка к вла­сти хе­див Ис­ма­ил, по­лу­чив­ший об­ра­зо­ва­ние во Фран­ции, слыл че­ло­ве­ком про­све­щен­ным. Имен­но ему при­над­ле­жа­ла ам­би­ци­оз­ная идея пре­вра­тить Ка­ир в со­в­ре­мен­ный го­род, ко­то­рый по кра­со­те мог бы за­тмить сам Па­риж. Идея ока­за­лась не­со­сто­я­тель­ной, за­то ее во­пло­ще­ние — весь­ма лю­бо­пыт­ным.
В со­хра­нив­шем ев­ро­пей­ский стиль рай­оне са­мые ин­те­рес­ные му­зеи (зна­ме­ни­тый Музей Еги­пта, Же­лез­но­до­рож­ный, Поч­то­вый, Му­зей двор­ца Аб­дин), отель Нил Хил­тон, мно­го го­су­дар­ст­вен­ных уч­ре­ж­де­ний, вклю­чая по­соль­ст­ва. Особ­ня­ки, уто­па­ю­щие в зе­ле­ни пальм, — пре­стиж­ный квар­тал Го­род-сад, спла­ни­ро­ван­ный ан­г­ли­ча­на­ми как оа­зис по­сре­ди пыль­ных улиц. Ес­ли хо­ти­те поесть, за­гля­ни­те в кон­ди­тер­скую “У Гроп­пи”, ко­то­рая ко­гда-то по­ста­в­ля­ла аро­мат­ную вы­печ­ку са­мо­му бри­тан­ско­му дво­ру. Для про­гул­ки нет луч­ше­го ме­с­та, чем Кор­ниш эль-Нил, где ве­че­ра­ми бы­ва­ет весь­ма мно­голюд­но. Зе­м­ля мед­лен­но от­да­ет днев­ной жар, но с Ни­ла ве­ет про­хла­дой, ло­доч­ки-фе­лу­ки с бе­ло­снеж­ным тре­уголь­ным па­ру­сом (точ­но та­кие же пла­ва­ли во вре­ме­на фа­ра­о­нов) го­то­вы в лю­бой мо­мент от­править­ся в пу­те­ше­ст­вие. Мож­но про­ка­тить­ся к ост­ро­ву Ге­зи­ра, по­лю­бо­вать­ся жи­во­пис­ным рай­оном За­ма­лек, на­се­лен­ным со­сто­я­тель­ны­ми егип­тя­на­ми. Изящ­ный дво­рец с ухо­жен­ным са­ди­ком, воз­ве­ден­ный для фран­цуз­ской им­пе­ра­т­ри­цы Ев­ге­нии, ок­ру­жен, как ка­мен­ной сте­ной, дорогим со­в­ре­мен­ным оте­лем, но до­с­туп на тер­ри­то­рию сво­бо­ден. Ставосьмидесятипяти­ме­т­ро­вая Ка­ир­ская баш­ня, по­хо­жая на ди­ко­вин­ную сет­ча­тую тру­бу, вид­на пра­к­ти­че­ски ото­всю­ду. Ес­ли “по­ко­ри­те” ее вер­ши­ну, ока­же­тесь в уют­ном ре­с­то­ра­не с пре­крас­ной смо­т­ро­вой пло­щад­кой. С вы­со­ты птичь­е­го по­ле­та ка­ж­дый рай­он ме­га­по­ли­са — яр­кая не­по­вто­ри­мая кар­тин­ка.

 Туристу на заметку
   
Транс­порт. Иде­аль­ный ва­ри­ант — чер­но-бе­лое та­к­си. Счет­чик в ма­ши­не есть, но во­ди­тель им не поль­зу­ет­ся, по­э­то­му це­ны уточ­няй­те за­ра­нее. От цен­т­ра до Ге­ли­о­по­ля до­ро­га обой­дет­ся при­мер­но 15 фун­тов, до аэ­ро­пор­та — око­ло 35. Брать на­про­кат ма­ши­ну не сто­ит, луч­ше за­ка­зать ав­то с во­ди­те­лем.

Транс­порт. Иде­аль­ный ва­ри­ант — чер­но-бе­лое та­к­си. Счет­чик в ма­ши­не есть, но во­ди­тель им не поль­зу­ет­ся, по­э­то­му це­ны уточ­няй­те за­ра­нее. От цен­т­ра до Ге­ли­о­по­ля до­ро­га обой­дет­ся при­мер­но 15 фун­тов, до аэ­ро­пор­та — око­ло 35. Брать на­про­кат ма­ши­ну не сто­ит, луч­ше за­ка­зать ав­то с во­ди­те­лем.

Му­зеи. Вход плат­ный, и толь­ко в ме­ст­ной ва­лю­те, по­э­то­му день­ги нуж­но об­ме­нять за­ра­нее. В Му­зее Егип­та зал му­мий оп­ла­чи­ва­ет­ся до­пол­ни­тель­но.
















На­ше де­ло пра­во­слав­ное

Ти­хие уз­кие улоч­ки, кре­сты, вен­ча­ю­щие ку­по­ла ухо­жен­ных цер­к­вей, — тер­ри­то­рия Ста­ро­го Ка­и­ра, оа­зис хри­сти­ан­ст­ва в ис­лам­ском ми­ре. Коп­ты (еги­пет­ские хри­сти­а­не) гор­дят­ся сво­ей поч­ти двух­ты­ся­че­лет­ней ис­то­ри­ей. В пе­ри­од “без­вла­стия”, ко­гда ста­рые ве­ро­ва­ния ка­ну­ли в Ле­ту, а ис­лам еще не при­жил­ся, ос­нов­ной ре­ли­ги­ей в Егип­те бы­ло хри­сти­ан­ство. Уче­ние Хри­ста при­нес на эти зе­м­ли сам апо­стол Марк, и на­род Ни­ла бе­зо­го­во­роч­но при­нял но­вую ве­ру. Ведь мно­гое в ней бы­ло так близ­ко и зна­ко­мо: ка­но­ни­че­ское изо­бра­жение Ма­рии с мла­ден­цем Ии­су­сом по­ра­зи­тель­но на­по­ми­на­ло Иси­ду с сы­ном Го­ром, хри­сти­ан­ский крест — точь-в-точь древ­не­еги­пет­ский сим­вол веч­ной жиз­ни анк и, на­ко­нец, не­со­кру­шимая ве­ра в луч­шую за­гроб­ную жизнь...Копт­ский рай­он не­ве­лик и ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся тер­ри­то­ри­ей рим­ской кре­по­сти Ва­ви­лон, ко­то­рая сто­я­ла здесь еще в те вре­ме­на, ко­гда слав­но­го го­ро­да Ка­и­ра и в по­ми­не не бы­ло. 

От ка­мен­ной брус­чат­ки и древ­них свя­тынь ве­ет чем-то вет­хо­за­вет­ным. Взять хо­тя бы мо­на­стырь Свя­то­го Ге­ор­гия — внутрь ту­ри­стов не пу­с­ка­ют, за­то раз­ре­ша­ют при­ме­рить... це­пи ле­ген­дар­но­го ге­роя-ве­ли­ко­му­че­ни­ка, про­сла­вив­ше­го­ся по­бе­дой над зме­ем. Не ме­нее уди­ви­тель­на Ви­ся­чая цер­ковь XI ве­ка. Ос­тат­ки рим­ских во­рот сме­ни­ли свое пред­на­зна­че­ние, пре­вра­тив­шись в фун­да­мент хри­сти­ан­ско­го хра­ма, ко­то­рый слов­но па­рит в воз­ду­хе. В от­ли­чие от ан­тич­ной кре­по­сти храм вы­гля­дит пре­во­с­ход­но. Рез­ной фриз с изо­бра­же­ни­ем Хри­ста и ан­ге­лов, эма­ле­вые из­раз­цы га­ле­реи, ро­с­кош­ный ико­но­стас, ин­кру­сти­ро­ван­ный сло­новой ко­стью, — ду­мая о спа­се­нии ду­ши, по­том­ки древ­них егип­тян не за­бы­ва­ли и об эс­те­ти­ке!

гелиополь знаменит своими магазинами, ресторанами и шумной ночной жизнью

Де­ти бо­га Ра

Соб­ст­вен­но, за по­с­лед­ние шесть ты­сяч лет ма­ло что из­ме­ни­лось на этой древ­ней зе­м­ле. Кре­сть­я­не все так же вы­ра­щи­ва­ют рис на за­лив­ных по­лях, все так же не­сет свои мут­но­ва­тые во­ды Нил, прав­да, из­ряд­но из­мель­чав­ший по­с­ле стро­и­тель­ст­ва Асу­ан­ской пло­ти­ны. На ого­ро­дах бе­ле­ют баш­ни го­лу­бя­тен... Кста­ти, при­гла­ше­ния на празд­нич­ный ужин, где го­лубь вы­сту­па­ет в каче­ст­ве ко­рон­но­го блю­да, впол­не до­с­та­точ­но для вос­ста­но­в­ле­ния до­б­ро­со­сед­ских от­но­ше­ний. К то­му же егип­тя­не уве­ре­ны в спо­соб­но­сти го­лу­би­но­го мя­са уде­ся­те­рять муж­ские си­лы. Удо­воль­ст­вие не из де­ше­вых, од­на пти­ца сто­ит око­ло со­ро­ка дол­ла­ров, а для бан­ке­та тре­бу­ет­ся пять-шесть... Но ни­кто за­ла­мы­вать в от­ча­я­нии ру­ки не ста­нет, ес­ли не­бе­сам бу­дет угод­но — день­ги най­дут­ся. Сми­ре­ние пе­ред судь­бой уже дав­но и проч­но впе­ча­та­но в ге­ны жи­те­лей Егип­та. Так же, как и не­со­кру­ши­мая ве­ра в вол­шеб­ст­во и обе­ре­ги!
Ис­лам за­пре­ща­ет аму­ле­ты, по­э­то­му их ис­поль­зу­ют под­поль­но. Ска­ра­бей в Егип­те до сих пор знак уда­чи, в ка­ж­дой се­мье фи­гур­ка свя­щен­но­го жуч­ка бе­реж­но хра­нит­ся под по­душ­кой. Ес­ли на­зре­ва­ет серь­ез­ная про­б­ле­ма, сле­ду­ет из­ло­вить жи­во­го ска­ра­бея, оку­нуть в за­я­чью кровь и при пол­ной лу­не по­про­сить уда­чи, здо­ро­вья, бла­го­по­лу­чия. “По­мо­га­ет ли? О да, это очень древ­няя ма­гия”, — за­га­доч­но улы­ба­ют­ся егип­тян­ки.
Обратиться за по­мо­щью не­за­зор­но и к чу­жим бо­гам. Ни­к­то не осу­дит му­суль­ман­скую жен­щи­ну, ес­ли она за­жжет све­чу пе­ред ико­ной Божь­ей Ма­те­ри и го­ря­чо по­мо­лит­ся о ро­ж­де­нии ре­бен­ка. Ес­ли на свет по­я­вит­ся де­воч­ка, ее обя­за­тель­но на­зо­вут Ма­ри­ам, в честь Свя­той Де­вы.
Мно­гие но­сят на шее ку­лон­чик с ие­рог­ли­фа­ми. Кар­туш — не про­сто ук­ра­шение, а древ­ний обе­рег, вну­т­ри ко­то­ро­го впи­са­но имя “под­за­щит­но­го”. Как из­вест­но, свя­щен­ный круг ох­ра­ня­ет от злых сил. Раз­ве не та­кой очер­чи­вал во­к­руг се­бя го­го­лев­ский Хо­ма, спа­са­ясь от пан­ноч­ки-ведь­мы?
Воз­мож­но, это зву­чит стран­но, но в на­шей куль­ту­ре го­раз­до боль­ше еги­пет­ско­го, чем мож­но се­бе во­об­ра­зить. Мы да­же не по­до­з­ре­ва­ем, сколь­ко раз в день про­из­но­сим имя древ­не­еги­пет­ско­го бо­га солн­ца Ра: ра­ду­га, ра­дость, ра­но... До­с­та­точ­но раз­бить сло­во на сло­ги, что­бы уз­нать его тай­ный смысл, и то­г­да да­же та­кое обы­ден­ное по­ня­тие, как ра­бо­та, при­об­ре­та­ет со­вер­шен­но иное зна­че­ние: ра — сол­неч­ная, бо — энер­гия, та — зе­м­ли.

Со­к­ро­ви­ща Егип­та

Ос­то­рож­но раз­во­ра­чи­вать древ­ние свит­ки ис­то­рии, рас­сма­т­ри­вая ка­ж­дый ие­рог­лиф, луч­ше все­го в Му­зее Египта. Тем бо­лее что изящ­ное двух­этаж­ное зда­ние са­мо по се­бе — ис­то­ри­че­ская цен­ность. Идея его со­з­да­ния при­над­ле­жа­ла Му­хам­ме­ду Али, ко­то­рый не мог рав­но­душ­но смо­т­реть, как из Егип­та вы­во­зят цен­ные ар­те­фа­к­ты. Кол­лек­ции мно­го раз пе­ре­ез­жа­ли, но толь­ко в на­ча­ле XX ве­ка об­ре­ли на­деж­ный при­ют в цен­т­ре Ка­и­ра — на пло­ща­ди Ми­дан эль-Тах­рир.
В му­зее со­б­ра­ны 150 ты­сяч экс­по­на­тов, еще око­ло 30 ты­сяч пы­лят­ся в за­пас­ни­ках. Все не ос­мо­т­реть за один ви­зит, да и не­за­чем — от пе­ре­из­быт­ка древ­но­стей ус­коль­за­ет их тон­кое оча­ро­ва­ние и при­ту­п­ля­ет­ся ост­ро­та эмо­ций. Поэтому луч­ше за­ра­нее об­за­ве­с­тись пу­те­во­ди­те­лем и от­ме­тить са­мое ин­те­рес­ное.
На пер­вом эта­же ка­мен­ные гроб­ни­цы и ста­туи фа­ра­о­нов, мно­гих из ко­то­рых хо­чет­ся по­при­вет­ст­во­вать как ста­рых до­б­рых зна­ко­мых. А вот вид спе­ле­ну­тых тел в за­ле му­мий на вто­ром не слишком впе­чат­ля­ет, го­раз­до за­нят­нее ис­то­рии, свя­зан­ные с ни­ми. Рассказывают, что однажды у му­мии Рам­се­са, сто­яв­шей в сар­ко­фа­ге под сте­к­лом, ру­ки рас­пря­ми­лись и вре­за­лись в ви­т­ри­ну, рас­сы­пав­шу­ю­ся с грохо­том на ты­ся­чи ос­кол­ков. Это про­ис­ше­ст­вие ста­ло ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния для фан­та­стов, а те­ма, как вы­яс­ни­лось, ока­за­лась весь­ма при­быль­ной для ки­не­ма­то­гра­фа. И все же ту­ри­стов, осо­бен­но ма­лень­ких, боль­ше впе­чат­лит зал, где со­б­ра­ны му­мии жи­вот­ных. Не ме­нее ин­те­рес­но уви­деть на­бо­ры для ма­ни­кю­ра и ук­лад­ки во­лос, ко­то­ры­ми поль­зо­ва­лись древ­ние мод­ни­цы; чу­дом не ист­лев­ший бал­да­хин с ки­с­тя­ми; ин­кру­сти­ро­ван­ные зо­ло­том ко­лес­ни­цы; по­тря­са­ю­щую ме­бель; па­пи­ру­сы, чьи крас­ки не те­ря­ют яр­кость на про­тя­же­нии не­сколь­ких ты­сяч лет. Но глав­ная жем­чу­жи­на му­зея — кол­лек­ция со­кро­вищ Ту­тан­ха­мо­на. По иро­нии судь­бы имя са­мо­го незна­чи­тель­но­го пра­ви­те­ля Егип­та зна­ет поч­ти ка­ж­дый школь­ник. От зо­ло­та, ста­туй, сар­ко­фа­гов и ук­ра­ше­ний го­ло­ва идет кру­гом. Толь­ко пе­ре­пись най­ден­но­го за­ня­ла у ар­хео­ло­гов че­ты­ре го­да!

на 185-метровой каирской башне — ресторан и лучшая смотровая площадка

Ту­ри­сти­че­ские цен­но­сти

Ус­та­ли от оби­лия ис­то­ри­че­ских ар­те­фа­к­тов? Надо­е­ли древ­но­сти и пи­ра­миды? Зай­ди­те в ювелир­ный ма­га­зин, где мож­но ку­пить ко­лье в бла­го­род­ном фа­ра­о­нов­ском со­че­та­нии “зо­ло­то с би­рю­зой” (точь-в-точь та­кое же я ви­де­ла сре­ди му­зейных экс­по­на­тов). Или за­ка­жи­те лич­ный кар­туш и по­про­си­те вы­гра­ви­ро­вать свое имя ие­рог­ли­фа­ми. А ес­ли за­хо­чет­ся ве­се­лья и пля­сок — вас ждет Ге­ли­о­поль, один из ро­с­кош­ных рай­онов Ка­и­ра с луч­ши­ми ноч­ны­ми клу­ба­ми, ре­с­то­ра­нами и про­чи­ми “куль­тур­ны­ми цен­тра­ми”. Об­за­ве­стись на­сто­я­щим су­ве­ни­ром мож­но в ма­га­зи­не па­пи­ру­сов, на сте­нах ко­то­ро­го це­лая га­ле­рея древ­не­еги­пет­ских по­ло­тен на те­мы из жиз­ни бо­гов, пи­санных зо­ло­том, пур­пу­ром и би­рю­зой. Для со­хра­не­ния су­п­ру­же­ской вер­но­сти зна­ю­щие лю­ди ре­ко­мен­ду­ют при­об­ре­сти Оси­ри­са с Иси­дой, а для по­вы­ше­ния соб­ст­вен­ной не­от­ра­зи­мо­сти — кош­ку, во­пло­ще­ние бо­ги­ни Ба­с­тет. Ску­ча­е­те в ма­га­зи­нах? К ва­шим ус­лу­гам ка­та­ние по Ни­лу на ко­раб­ли­ке, с уго­ще­ни­я­ми и шоу-про­грам­мой. В чем в чем, а в швед­ских сто­лах егип­тя­не зна­ют толк! Ко­рон­ный но­мер — та­нец дер­ви­ша. В на­шем слу­чае дер­виш был со­в­сем юным, лет ше­ст­на­д­ца­ти. Он весь­ма не­охот­но кру­жил­ся под не­со­в­ме­с­ти­мый с те­мой пред­ста­в­ле­ния мо­тив “Рас­цве­та­ли яб­ло­ни и гру­ши”. Од­на­ко ему мож­но бы­ло все про­стить за сногс­ши­ба­тель­ные яр­ко-зе­ле­ные юбки с пе­ст­рым ор­на­мен­том и ис­крен­нюю бе­ло­зу­бую улыб­ку.

Пос­ле пред­ста­в­ле­ния сто­ит вый­ти на па­лу­бу и до­ж­дать­ся, ко­гда крас­но­ва­тый диск солн­ца по­гло­тит ве­ли­кая ре­ка. Свя­щен­ные тон­ко­но­гие иби­сы ша­га­ют по во­де, оты­ски­вая на мел­ко­во­дье жив­ность. Слов­но и не бы­ло этих ше­с­ти ты­ся­че­ле­тий, про­ле­тев­ших, как один миг, и все воз­вра­ти­лось на кру­ги своя, — в бла­го­сло­вен­ную эпо­ху фа­ра­о­нов. Изв­ле­чен­ные из па­мя­ти стро­ки Ни­ко­лая Гу­ми­ле­ва толь­ко сей­час об­ре­та­ют свой ис­тин­ный смысл: “Кто ис­про­бо­вал во­ду из Ни­ла, бу­дет веч­но стре­мить­ся в Ка­ир”. Ес­ли, ко­неч­но, сло­во “ис­про­бо­вал” не вос­при­ни­мать бу­к­валь­но.

Комментариев нет: