пятница, 21 января 2011 г.

В некотором царстве

Моравия, Силезия, Валахия созвучны названиям сказочных стран, хотя на самом деле они расположены на территории Чехии. Кажется, достаточно произнести "в некотором царстве", чтобы немедленно оказаться в "некотором государстве", где в честь прекрасных дам совершают подвиги, а кавалеры владеют рифмой так же виртуозно, как и шпагой.

Дворянские усадьбы

Жить в име­нии, пить жи­вую во­ду, ды­шать хру­сталь­ным воз­ду­хом и обо­з­ре­вать не­объ­ят­ные охот­ни­чьи уго­дья — не та­кой ли пред­ста­в­ля­ет­ся нам жизнь в дво­рян­ских усадь­бах. Но да­же ес­ли в ва­шей ро­до­слов­ной не най­дет­ся хоть ка­ко­го-ни­будь за­ху­да­ло­го ба­ро­на, в Мо­рав­ско-Си­лез­ском крае вам все рав­но бу­дут ра­ды.
По­ка не под­счи­та­но, сколь­ко де­ревь­ев при­хо­дит­ся на ка­ж­до­го че­ха, но имен­но сре­ди них вы смо­же­те по-на­сто­я­ще­му стать ча­стью при­ро­ды. И по­жа­леть, что рас­по­ла­га­е­те все­го пя­тью чув­ст­ва­ми. Ку­рорт­ный воз­дух гор и ле­сов вли­ва­ет имен­но те це­ли­тель­ные си­лы, ко­то­рых так не хва­та­ет из­дер­ган­но­му го­ро­жа­ни­ну. За­мок, усадь­ба или за­те­рян­ная в го­рах вил­ла — вы­би­рай­те, где про­ве­с­ти свои оз­до­ро­ви­тель­ные се­ан­сы. За вре­мя, от­ве­ден­ное для от­ды­ха, по­пы­тай­тесь сбро­сить, как ге­ро­и­ня из­вест­ной сказ­ки, ста­рую ко­жу. И уе­де­те не­мно­го дру­гой, слов­но вну­т­рен­не по­хо­ро­шев­шей.

Невыдуманное королевство

Гу­к­валь­ды — вра­та ко­ро­лев­ст­ва Ва­ла­хия. К та­ин­ст­вен­ной кре­по­сти мож­но до­б­рать­ся по сер­пан­ти­ну че­рез за­по­вед­ник. О, сколь­ко тут от­кры­тий чуд­ных! Сто­лет­ние де­ре­вья дер­жат­ся за зе­м­лю тол­сты­ми ис­ко­ре­жен­ны­ми вре­ме­нем кор­ня­ми, в ку­с­тар­ни­ке бро­дят сер­ны, ре­ши­тель­но не об­ра­щая ни на ко­го вни­ма­ния. Ви­тые ска­ме­еч­ки и ка­фе “Ос­та­нов­ка в бо­ру” — на слу­чай, ес­ли за­хо­чет­ся от­дох­нуть.
Зам­ки — глав­ная до­с­то­при­ме­ча­тель­ность Че­хии, ее за­бав­ный ту­ри­сти­че­ский ат­трак­ци­он. По­ст­ре­лять из лу­ка, сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся в ла­тах — лишь ма­лая часть пред­ла­га­е­мых раз­вле­че­ний. Ча­с­то бы­ва­ет так, что про­сто про­гу­ли­ва­ясь по тер­ри­то­рии, мож­но стать уча­ст­ни­ком “ре­с­тав­ра­ции со­бы­тий”. Так слу­чи­лось и в этот раз, ко­гда к нам, от­де­лив­шись от тол­пы ря­же­ных, по­до­шел ры­царь и, не вы­хо­дя из об­раза, рас­ска­зал о не­про­стой судь­бе Гу­к­валь­ды. Еще од­на ле­ген­да — Штрам­берк, го­род ма­с­те­ров и пря­нич­ных до­ми­ков. Не ве­ри­те? Под­ни­ми­тесь на баш­ню Тру­ба, пре­одо­лев 169 сту­пе­нек, про­гу­ляй­тесь ме­ж­ду де­ре­вян­ными до­ма­ми ва­лаш­ских по­се­лен­цев, за­гля­ни­те в фа­миль­ную пе­кар­ню, где по ре­цеп­там XIV ве­ка вы­пе­ка­ют за­бав­ные “шрам­берк­ские уши”, и на ста­рый пи­во­ва­рен­ный за­вод. Ну ка­кая Че­хия без пи­ва! Ав­то­ри­тет­ный обо­з­ре­ва­тель “Уол Стрит Джор­нал”, по­про­бо­вав ме­ст­ный тем­ный на­пи­ток, счел его луч­шим в ми­ре. Пи­во — это во­об­ще от­дель­ная те­ма. Се­к­рет в том, что са­мое вкус­ное оп­ре­де­лить не­воз­мож­но, ка­ж­до­му го­ро­ду есть чем гор­дить­ся. 

Ва­ла­хия слов­но со­тка­на из ми­фов раз­ных эпох, при­чуд­ли­во пе­ре­пле­та­ю­щих­ся в еди­ный узор. Яр­кий то­му при­мер — Пу­с­тев­ны с ча­сов­ней Свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия и ста­ту­ей язы­че­ско­го бо­га го­ры Ра­де­га­ста, ко­то­рым с оди­на­ко­вым ува­же­ни­ем сто­ит за­сви­де­тель­ст­во­вать свое поч­те­ние. Рас­пис­ным те­рем­кам XVIII ве­ка, воз­мож­но, боль­ше по­до­шел бы ста­тус му­зе­ев, но кто-то счел, что ис­поль­зо­вать их в ка­че­ст­ве оте­лей бо­лее вы­год­но. Зи­мой здесь функ­ци­о­ни­ру­ет пре­стиж­ный гор­но­лыж­ный ку­рорт, а сей­час уст­ра­и­ва­ют ско­ро­ст­ные спу­с­ки на ко­ло­беш­ках. Что за ди­ко­вин­ный транс­порт? На са­мом де­ле нуж­но чу­точ­ку силь­нее вклю­чить об­раз­ное мыш­ле­ние, и то­г­да про­яс­нит­ся мно­гое: на­при­мер, что “ле­тад­ло” — са­мо­лет, “ди­вад­ло” — ки­но­те­атр, а “ко­ло­беш­ка” — са­мо­кат...

Ле­ген­ды гор

Ут­ром, ко­гда свер­ху стру­ил­ся мяг­кий зо­ло­ти­стый свет, а ве­тер еще пол­но­стью не ра­зо­рвал се­рое по­лот­но об­ла­ков, я лю­бо­ва­лась Бе­с­ки­да­ми. Ку­рорт “Тро­ер” так уме­ло скрыт в го­рах, что мно­гие не по­до­з­ре­ва­ют о его су­ще­ст­во­ва­нии. За­то вы ви­ди­те все. Ог­ром­ные про­зрач­ные ок­на сти­ра­ют гра­ни­цу ме­ж­ду ва­ми и при­ро­дой. Ми­мо, как в ста­ром не­мом ки­но, стре­ми­тель­но про­но­сят­ся ве­ло­си­пе­ди­сты, жел­тые ли­стья бес­шум­но опу­с­ка­ют­ся на зе­м­лю. К ле­дя­но­му бас­сей­ну на ули­це, ку­да ве­че­ром с ог­лу­ши­тель­ны­ми во­пля­ми ны­ря­ли по­с­ле са­у­ны по­сто­яль­цы, при­ска­ка­ла бел­ка... Ка­жет­ся стран­ным, что не­уло­ви­мые рань­ше под­роб­но­сти ста­ли вдруг за­мет­ны­ми — не ина­че как го­ры бла­го­сло­ви­ли ме­ня осен­ни­ми ка­п­ля­ми до­ж­дя и ут­рен­ней бод­ря­щей све­же­стью.

говорят, крепость Гуквальды получила свое название в честь лесных фей. их называли “гукалки”, или “кричалки”

Ту­ри­сту на за­мет­ку
Кем­па­ленд. Зи­мой — лы­жи и ле­дя­ной бар, в дру­гое вре­мя го­да — тер­маль­ные ис­точ­ни­ки, spa и ат­трак­ци­о­ны для де­тей, подъ­ем­ник, пре­вра­щенный в ско­ро­ст­ной спуск на ре­зи­но­вых лод­ках. На вер­ши­не го­ры — му­зей де­ре­вян­ной ар­хи­те­к­ту­ры, где ча­с­то уст­ра­и­ва­ют на­род­ные гу­ля­ния и фе­с­ти­ва­ли.  

Ак­ва­парк “Олеш­на”. Пред­ста­в­лен в двух ва­ри­ан­тах: от­кры­том лет­нем и кры­том зим­нем. В последнем есть сто­ме­т­ро­вая тру­ба со спе­цэф­фе­к­том по­па­да­ния пря­ми­ком в аку­лью пасть и “Ди­кая ре­ка”, где во­да не­сет­ся с бе­ше­ной ско­ро­стью. Про­во­дят­ся раз­лич­ные кур­сы, в том чис­ле для бе­ре­мен­ных. 

Тар­за­ния. Эти ка­чал­ки, пры­гал­ки и ла­зал­ки — для тех, кто но­с­таль­ги­ру­ет по пи­о­нер­ско­му дет­ст­ву и “Зар­ни­це”. Ваш про­пуск — это ваш рост, ко­то­рый не дол­жен быть ни­же 140 сан­ти­мет­ров.  
Чем-то ста­ро­сла­вян­ским ве­ет от их на­зва­ний — Чер­ная, Чер­то­ва, Лы­сая го­ра. В от­ли­чие от ки­ев­ской тез­ки, зло­ве­щее в ней толь­ко на­зва­ние, хо­тя “або­ри­ге­ны” не прочь оку­тать ее мрач­но­ва­тым го­ти­че­ским оре­о­лом. Это од­на из осо­бен­но­стей Че­хии — го­тов­ность по­ве­рить в лю­бую ис­то­рию, на­сто­я­щую или при­ду­ман­ную. На вер­ши­не — те­ле­ви­зи­он­ная баш­ня и ре­с­то­ран, от­ку­да от­кры­ва­ет­ся кра­си­вей­ший в стра­не ви­д, в яс­ный день с од­ной сто­ро­ны вы­сят­ся Та­т­ры, а с дру­гой — Есе­ни­ки.
Лю­бо­пыт­ная осо­бен­но­сть Бе­с­кид — де­ре­вян­ные ко­с­те­лы. Как, ска­жи­те на ми­лость, на сла­вян­ских зе­м­лях мог­ли ока­зать­ся нор­веж­ские по­строй­ки? На­при­мер, стран­ная цер­ковь в по­сел­ке Би­ла, где нет и на­ме­ка на про­мыш­лен­ность и ци­ви­ли­за­цию. Сла­ва Бо­гу, алч­ное око тех­ни­че­ско­го про­грес­са этот край по­ка не раз­гля­де­ло. Где-то ря­дом гео­ло­ги бо­роз­дят зе­м­лю в по­ис­ках се­ре­б­ра и гра­на­тов. Здесь же бо­гат­ст­во рас­тво­ре­но по­всю­ду. И его, как Ки­се Во­робь­я­ни­но­ву те­туш­ки­но на­след­ст­во, не уне­сти с со­бой. 

Ку­рорт “Ски Вит­ко­ви­це” свя­зан с го­ра­ми трас­са­ми и подъ­ем­ни­ка­ми. Од­на­ко ле­том и осе­нью он то­же не пу­с­ту­ет — в ка­та­нии на подъ­ем­ни­ке без лыж есть своя пре­лесть. Что мы и осу­ще­ст­ви­ли, а в се­ре­ди­не пу­ти бы­ли без­жа­ло­ст­но от­хле­ста­ны ко­лю­чи­ми стру­я­ми до­ж­дя. Гло­ток “свар­же­но­го” ви­на раз­лил­ся вну­т­ри при­ят­ным те­п­лом, по­да­рив бес­при­чин­ное ощу­ще­ние сча­стья. Хо­лод мо­жет до­с­та­в­лять не­удоб­ст­ва, но и ле­чить то­же! Од­ним из се­к­ре­тов ис­це­ле­ния мо­ро­зом вла­де­ют ме­ди­ки цен­т­ра “По­ла­ри­ум”. Кри­о­са­у­на с за­пре­дель­но низ­ки­ми тем­пе­ра­ту­ра­ми до­ка­за­ла свою эф­фе­к­тив­ность в ле­че­нии су­с­та­вов и ко­жи. Хо­лод “вы­мо­ра­жи­ва­ет” цел­лю­лит, по­с­ле че­го нуж­но за­кре­пить ре­зуль­тат в фит­нес-цен­т­ре и со­ля­ной пе­ще­ре, ус­пев­шей стать в Че­хии мод­ным ко­с­ме­то­ло­ги­че­ским трен­дом.

Не­уны­ва­ю­щая Ос­тра­ва

На сто­ли­цу Мо­рав­ско­-Си­лез­ского края сто­ит взгля­нуть с баш­ни Но­вой ра­ту­ши. С 86-ме­т­ро­вой вы­со­ты ост­рые шпи­ли ко­с­те­лов, ку­по­ла ста­рин­но­го уни­вер­си­те­та и по­чер­нев­шие тру­бы за­бро­шен­но­го за­во­да вы­гля­дят эк­с­т­ра­ва­гант­ны­ми шля­па­ми. На­по­ми­на­ние о не­дав­нем шах­тер­ском про­шлом ста­ло при­быль­ным ту­ри­сти­че­ским на­сто­я­щим. Сти­вен Кинг был бы в вос­тор­ге от Шах­тер­ско­го му­зея. Че­го сто­ят ре­ву­щие си­ре­ны, скольз­кие штольни и ма­не­ке­ны шах­те­ров, фан­то­ма­ми воз­ни­ка­ю­щие в ни­шах. Не ме­нее за­по­ми­на­ю­щей­ся, но бо­лее за­хва­ты­ва­ю­щей ста­нет про­гул­ка по шо­пинг-пар­ку “Ави­он” с ла­воч­ка­ми, зо­на­ми от­ды­ха и раз­вле­че­ний.  При­бере­ги­те си­лы, ведь ве­че­ром вас ждет ве­се­лая ули­ца Сто­доль­ная. Ее ат­мо­сфе­ра со­в­сем не ­ти­пич­на для че­хов, у ко­то­рых от­бой обыч­но стро­го по рас­пи­са­нию, не поз­же 22.00. Это един­ст­вен­ное ме­с­то в Ос­тра­ве, где мож­но гу­лять всю ночь. здесь толь­ко ба­ры, дис­ко­те­ки и клу­бы. За­ве­де­ния в сти­ле 60-х и ульт­ра­со­в­ре­мен­ные, с ан­г­лий­ским ду­хом и па­риж­ским фле­ром... Я не удер­жа­лась и за­гля­ну­ла в од­но, где под ап­ло­дис­мен­ты мо­лод­це­ва­тых де­ду­шек уми­ли­тель­но вы­пля­сы­ва­ли две рас­ко­ван­ные ба­буш­ки.
Од­на­ко ес­ли ду­ша на­сто­я­тель­но по­тре­бу­ет ти­ши­ны и по­коя, от­пра­в­ляй­тесь за го­род. Тут, в ок­ру­же­нии гор и ле­сов, рас­по­ло­жил­ся са­на­то­рий “Клим­ко­ви­це”. Йо­до­б­ром­ные ис­точ­ни­ки бы­ли об­на­ру­же­ны в XIX ве­ке, и те­перь во­ду по­ста­в­ля­ют ци­ви­ли­зо­ван­но, по тру­бам, пря­ми­ком к ку­рорт­ным кра­нам. Ле­че­ние опор­но-дви­га­тель­но­го ап­па­ра­та, нев­ро­ло­ги­че­ских и со­су­ди­стых за­бо­ле­ва­ний — лишь ма­лая до­ля его воз­мож­но­стей. От­рад­но, что при­нять оз­до­ро­ви­тель­ную ван­ну, прой­ти курс шо­ко­лад­но­го или ме­до­во­го мас­са­жа мож­но не толь­ко от­ды­ха­ю­щим, но и гос­тям — та­ким же, как мы с ва­ми. А ес­ли хо­ти­те уви­деть чу­до, по­ез­жай­те в Гра­дец над Мо­ра­ви­цей — здесь са­мые пре­крас­ные зам­ки и парк. Не­да­ром ре­жис­се­ры из разных угол­ков зе­м­ли об­лю­бо­ва­ли это ме­с­то для съемок сво­их филь­мов-ска­зок. В Бе­лом двор­це от­крыт му­зей, а в Крас­ном про­во­дят кон­цер­ты, обу­стро­ен ре­с­то­ран и отель. При­вык­шим к ро­с­ко­ши по­сто­яль­цам об­ста­нов­ка по­ка­жет­ся бо­лее чем скром­ной. В ее поль­зу лишь один, но очень важ­ный ко­зырь — вы ведь во двор­це!

Осень в Есе­ни­ках

Ту­ри­сту на за­мет­ку
Му­зей ав­то­мо­би­лей “Та­т­ра Копр­шив­ни­це”. Ис­то­рия ав­то­мо­би­лей этой мар­ки пред­ста­в­ле­на не ма­ке­та­ми, а на­сто­я­щи­ми ма­ши­на­ми. Мно­гие до сих пор на хо­ду, по­э­то­му их мож­но за­ка­зать, ска­жем, на свадь­бу или юби­лей.  

Вин­ный по­греб. “При­стань” на Жер­ма­ниц­кой пло­ти­не под­хо­дит и для ак­тив­но­го ви­да спор­та, и для зе­ле­но­го ту­риз­ма, и для гур­ман­ско­го. В здеш­нем вин­ном по­гре­бе мож­но вдо­воль на­сла­дить­ся все­ми сор­та­ми мо­рав­ских вин.  

Ку­рор­ты. Их пе­строе раз­но­об­ра­зие удо­в­ле­тво­рит лю­бо­го. Уни­каль­ные ван­ны в “со­лян­ке” с уни­вер­сальным ле­чеб­ным дей­ст­ви­ем и со­в­ре­мен­ные ме­то­ди­ки в са­на­то­рии “Клим­ко­ви­це”, ку­рорт­ный парк “Дар­ков”, объ­я­в­лен­ный па­мят­ни­ком куль­ту­ры, где ждет не толь­ко ре­лакс, но и раз­вле­че­ния, или Кар­ло­ва Сту­дан­ка, где тра­ди­ции оз­до­ро­в­ле­ния ис­чис­ля­ют­ся ве­ка­ми.  
Тут на­чи­на­ют­ся са­мые не­обыч­ные ме­с­та, ис­пол­нен­ные за­га­док и стран­но­стей. Лю­би­те­лям ис­то­рий в ду­хе “Ан­ге­лов и де­мо­нов” бу­дет чем за­нять­ся в зам­ке Брун­тал. из­на­чаль­но он при­над­ле­жал там­п­ли­е­рам, а зна­чит, тайн и го­ло­во­ло­мок в нем не счесть. Вот, ска­жи­те, за­чем на сте­нах дво­ра раз­ме­ще­ны два ком­п­ле­к­та сол­неч­ных ча­сов: один по­ка­зы­ва­ет обыч­ное вре­мя, а дру­гой — сколь­ко ос­та­лось до по­луд­ня...
Ес­ли хо­ти­те вер­нуть­ся в по­за­прош­лый век, вдох­нуть про­хлад­ный аро­мат хвои и вы­пить ста­кан по­щи­пы­ва­ю­щей язык на­сто­я­щей ми­не­раль­ной во­ды, вас ждет Кар­ло­ва Сту­дан­ка. Кста­ти, воз­дух здесь офи­ци­аль­но при­знан са­мым чи­с­тым в Ев­ро­пе. А вот опять за­гад­ка: по­че­му сте­ны до­мов вы­кра­ше­ны в чер­ный? Смо­ля­ной цвет при­тя­ги­ва­ет те­п­ло ров­но на­столь­ко, что­бы тем­пе­ра­ту­ра ос­та­ва­лась ком­форт­ной для человека, объ­яс­ни­ла на­ша гид. Но воз­мож­но, де­ло не толь­ко в этом. Со­че­та­ние чер­ных и ко­рич­не­вых фа­са­дов, бе­лых окон­ных рам и зе­ле­ных крыш  гар­мо­ни­ру­ет со здеш­ней при­род­ной па­ли­т­рой и очень при­ят­но для глаз! Воз­мож­но, эта кем-то про­ду­ман­ная про­пор­ция вносит свою леп­ту в оз­до­ро­в­ле­ние. Ведь цвет — это вол­ны, ко­то­рые влия­ют на нас точ­но так же, как и элек­т­ро­маг­нит­ные. Все по­до­б­ра­но с умыс­лом: хо­чешь — не хо­чешь, все рав­но от­дох­нешь.
Кар­ло­ва Сту­дан­ка — вра­та к го­ре с кра­си­вым бы­лин­ным на­зва­ни­ем Пра­дед. Ес­ли, гу­ляя по ок­ре­ст­но­стям, вы встре­ти­те стар­ца с длин­ной бе­лой бо­ро­дой — пе­ред ва­ми до­б­рый дух и мо­гу­чий вла­ды­ка Есе­ни­ков. Кур­зов­ни — са­мый вы­со­ко­гор­ный ку­рорт во всей Че­хии, где да­же ле­том здесь не бы­ва­ет те­п­лее +12 оС. Лыж­ный се­зон на­чи­на­ет­ся в но­я­б­ре-де­ка­б­ре и длит­ся ино­гда до са­мо­го мая. 
За ужи­ном я не мог­ла ото­рвать взгляд от гор, по­дер­ну­тых гу­с­ты­ми ка­ра­мель­ны­ми об­ла­ка­ми. За ок­ном звон­ко пел ру­чей, по­гру­жая в при­ят­ное со­сто­я­ние спо­кой­ной ра­до­сти. На та­рел­ке ле­жал ог­ром­ный де­рун “бром­бо­рак”, фар­ши­ро­ван­ный ку­соч­ка­ми жа­ре­но­го мя­са, пер­ца и лу­ка. Как-то не­за­мет­но раз­го­вор о по­го­де со­скольз­нул на те­му Че­хии и че­хов. Я уз­на­ла о пре­крас­ной тра­ди­ции цен­т­ра­ли­зо­ван­но уст­ра­и­вать де­тям лыж­ные ка­ни­ку­лы, о том, что че­хи в со­сед­ней Юж­ной Мо­ра­вии пред­по­чи­та­ют пи­ву ви­но, и, к сты­ду сво­ему, что Жаб­ка — фа­ми­лия, а не имя ру­ко­во­ди­те­ля на­шей груп­пы... И в этот мо­мент в мою го­ло­ву за­кра­лось со­м­не­ние: а так ли мы с че­ха­ми по­хо­жи, как мно­гие счи­та­ют. Мы мо­жем срод­нить­ся, под­ру­жить­ся, влю­бить­ся, но вну­т­ри ос­та­нем­ся со­вер­шен­но раз­ны­ми. Бы­ло бы не ин­те­рес­но по­з­на­вать стра­ны, где все лю­ди жи­вут и ду­ма­ют оди­на­ко­во. На­вер­ное, в этом и за­клю­ча­ет­ся смысл пу­те­ше­ст­вий.

Комментариев нет: